Добро пожаловать в диско-клуб – Джон Донн

Добро пожаловать в диско-клуб

Опасные гастроли
12.02.2018
Конечно, Вася
14.02.2018
Музыка
Добро пожаловать в диско-клуб
Рецензия Артема Фролова на новый альбом
Franz Ferdinand – «Always Ascending»
Как и многие группы своего поколения, Franz Ferdinand слишком рано достигли успеха. Квартет из Глазго (Шотландия) под предводительством Алекса Капраноса стал настоящей сенсацией в 2004 году, когда вышел их одноименный дебютный альбом. Коллектив поставил на стилистику советского авангарда и грязного гаражного рока с примесью заводного диско – и не прогадал. Их песни, пропитанные атмосферой британских пабов и залитых пивом танцполов, пришлись по душе и музыкальной прессе, и простым слушателям. В первый же месяц продаж «Franz Ferdinand» достиг третьего места в британских чартах, а в следующем году группа получила две премии «Грэмми» – за лучший альтернативный альбом и в номинации «Лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой» за свой хит на все времена «Take Me Out».
Franz Ferdinand - Take Me Out (Official Video)
Последовавшие за громким дебютом альбомы воспринимались музыкальной прессой уже более прохладно. Группу часто ругали за старомодность, однообразие и малую значимость их музыкального наследия. Нельзя сказать, чтобы такая критика была справедлива: группа экспериментировала со своим звучанием, то усиливая рок-составляющую на пластинках «You Could Have It So Much Better» и «Right Thoughts, Right Words, Right Actions», то обращаясь к танцевальной музыке на «Tonight». С другой стороны, недоброжелатели были в чем-то правы: ребята в самом деле часто повторялись и слишком стремились походить на своих кумиров, среди которых – американские эксцентрики Sparks. Неудивительно, что их совместная пластинка «FFS» 2015 года, где от самих «францев» осталось не так много, получила горадо более благосклонные отзывы, чем их последние «сольники».
Из надежды инди-рока Franz Ferdinand превратились в довольно нишевую группу для ностальгирующих по славному прошлому этого жанра
Franz Ferdinand - Love Illumination (Official Video)
Franz Ferdinand - No You Girls (Official Video)
Однако вот ирония: Капранос и компания, в отличие от многих артистов своего поколения, не изменили себе и остались на плаву. Даже уход гитариста и одного из основателей группы Ника Маккарти в мае 2017 года не смог остановить коллектив. Ему на замену быстро пришли клавишник Джулиан Корри и гитарист Дино Бардот – и вот уже в феврале 2018 года, спустя ровно 14 лет с выхода дебютной пластинки, выходит их пятый альбом «Always Ascending» («Всегда на подъеме»). Заявление смелое, однако песни на пластинке в лишний раз подтверждают – в музыке Franz Ferdinand есть что-то долговечное.

Между прочим, обложка ужасна. Понятно желание группы вместе со сменой состава немного отойти от привычной стилистики, но, в отличие от остроумных пастишей на работы советских конструктивистов, украшавших предыдущие работы коллектива, новый дизайн выглядит слишком ленивым и банальным.
А теперь к хорошим новостям. Franz Ferdinand уже заигрывали с электронной музыкой на «Tonight», однако приход новых участников и продюсерская работа Филиппа Здара из французского синти-поп-дуэта Cassius позволили музыкантам записать самый танцевальный альбом в карьере группы.

В тексте песни «Academy Awards» Капранос перефразировал строчку из «Love Is The Drug» 1975 года: «Любовь – это наркотик, и мне нужно его раздобыть» превратилась в «Любовь это бремя, оно нам больше не нужно/ Нам не нужно ее искать» (в оригинале «drag»/«drug»). И эта отсылка неслучайна: теперь музыке Franz Ferdinand гораздо ближе глянцевый блеск аранжировок Roxy Music, чем лязг и грохот гаражного рока. Прощай, любимый паб! Добро пожаловать в диско-клуб.

Уже в открывающем титульном номере «Always Ascending» группа совершает вылазку на неизведанную территорию: вступление к песне почти целиком состоит из клавишных пассажей Корри, а в основной части слышно жужжание синтезаторов и – остроумная шутка – «тон Шепарда», звуковой трюк, имитирующий постоянное повышение высоты звука. В остальном, правда, это классические Franz Ferdinand с вкрадчивым баритоном Капраноса и театральной декадентской дымкой в мелодиях и лирике. На этом сплаве старого и нового держится весь остальной альбом.
Franz Ferdinand - Always Ascending (Official Video)
Взять, к примеру, ту же «Academy Awards». Это классическая франц-фердинандовская баллада с акустической гитарой, но текст рассказывает про современные вещи, вроде зависимости от современных технологий и японских субкультур: «Покажи мне свое тело, хикикомори/ Мы смотрим на мир сквозь жидко-кристаллические экраны/ Из домов наших родителей». Кто бы мог подумать, что Franz Ferdinand будут писать песни про интернет!

Такой подход не всегда срабатывает. Когда получается, выходит игривая «Lazy Boy» или зловещая «Huck And Jim», где Капранос занимается тем же, чем и обычно в твиттере – критикует Трампа: «Мы собираемся в Америку/ Мы расскажем им о Департаменте социальной защиты».
Однако трекам «Finally» и «Lois Lane» не хватает изобретательности и драйва, которыми славится коллектив, и в этих случаях песни приходится вытягивать на себе бас-гитаристу Бобу Харди и ударнику Полу Томпсону, настоящим мастерам по части создания запоминающихся ритмов. Их талант, мне кажется, преступно недооценивают.

Зато проседающую середину искупает великолепная концовка – настоящий тройной залп.
Раз! Залитый неоном синтезаторов диско-номер «Glimpse Of Love». Капранос в своей излюбленной манере совмещает темы любви и селебрити-культуры: «Мне нужна любовь/ Так что пусть кто-нибудь приведет мне фотографа».

Два! Жизнерадостная «Feel The Love Go» с драйвовым электронным (!) битом, плотным басом и драматичной партией саксофона – идеальный трек для вечеринок.

Три. Почти колыбельная «Slow Don't Kill Me Slow», которая закрывает альбом полным томления вокалом Капраноса и нежной мелодией на фортепиано.
Franz Ferdinand - Glimpse of Love - Live @ The Glass House (December 09, 2017)
Franz Ferdinand - Feel The Love Go (Official Video)
Franz Ferdinand вновь показали, что их еще рано списывать со счетов. Да, как бы участники группы не меняли прически, стиль клипов и обложек, в своей основе это тот же ностальгический инди-рок с несколько иными объектами ностальгии. Но с другой стороны – вам так нужны кардинальные перемены?

Расслабьтесь. Не ищите откровений. Просто поставьте «Always Ascending» и насладитесь хорошей музыкой.
Артём Фролов
Артём Фролов