Английский чемпионат на редкость кинематографичен. В нем есть место сказкам, комедиям и настоящим драмам. В нем крутятся огромные деньги и люди мирового масштаба. Подобно тому как жизнь имитирует искусство, жизнь АПЛ оказывается ярче, сочнее и полнее нашей, обычной и повседневной. Здесь могут сочетаться все жанры сразу. Поверьте, все. И даже вестерн в духе фильмов Серджио Леоне, заглавие которого предлагает нам способ классификации персонажей: «Хороший, плохой, злой».
В Англии хватает хороших тренеров. Хороших по самым разным качествам: от высокого профессионализма до приветливой улыбки. Но если задаваться целью выбрать из них одного, который за сезон превратился в почти сказочную фигуру доброго волшебника, любящего посмеяться над собой и претворившего в жизнь мечты тысяч болельщиков в одном маленьком английском городке, это будет Клаудио Раньери.
Серьезно, кто еще может быть добрее этого невысокого пожилого мужчины, рассуждающего о роли правила «динь-динь-дон» и пиццы в успехе его команды? При этом он сумел сплотить вокруг себя игроков, не блиставших до этого и раскрыть их сильные стороны.
И даже сейчас, когда у «Лестера» серьезные проблемы в чемпионате, ореол чего-то удивительного, что удалось этому человеку, сохраняется. Он считался в европейском футболе «вечно вторым», однако продолжил излучать позитив и уже для всех, не только для болельщиков «Лестера», стал родным. И не зря, ведь Раньери, не скатываясь на конфликты и выпячивание собственной гениальности, скромно и потупив глаза, сотворил самое удивительное чудо в истории английского футбола.
Как говорится в одном фильме, ставшем классикой: «Самая лучшая из всех выдумок дьявола — убедить нас в том, что его не существует». Один тренер, работающий сейчас в Англии, за последние восемь лет тоже убедил всю футбольную Европу в том, что дьявола не существует, а сам он – гений не от мира сего, которому не хватает только нимба. Но на самом деле он – злой, и зовут его – Пеп Гвардиола. Плохой, конечно, не в своей работе – здесь он действительно настоящий художник, создающий, а не разрушающий. Но в отличие от бешеного пса Моуринью, вокруг которого прочно сложился ареал скандальности, конфликтности и прочей колючести, Гвардиола является в каком-то смысле гораздо более плохим, чем его заклятый враг. Он плохой, потому что обладает ничуть не меньшими эго, гордыней и склонностью к конфликтам. Но главное – все эти негативные черты остаются незамеченными из-под того флера слегка чудаковатого эстетства, которым окружает себя Пеп.
Каталонец своеобразен как все гении, но при этом может словно каленым железом выжечь клеймо непригодного к игре в его команде футболиста. Он корчит судье саркастические гримасы на протяжении нескольких минут и придерживает мяч в нужной ситуации. За все это Пеп получает в разы меньше общественного порицания, чем обрушилось бы на долю любого из его коллег. Он выгнал из состава самого лояльного футболиста «Манчестер Сити» Джо Харта и отправил в резерв Яя Туре, сыгравшего ключевую роль в успехах «Сити» последних лет. Эти события практически не резонировали по сравнению с шумихой, вызванной ссылкой Бастиана Швайнштайгера у «красных» соседей по городу. Это же Пеп. Тот самый. Который изменил футбол навсегда.
Гвардиола – всегда находится в свете собственной позитивной программы, а экзотичности ему добавляет сам факт пребывания в английской команде. Он – злой гений, который сумел убедить всех, включая самого себя, что его гений – добрый.
«Возможно, я и плохой человек. Но миру нужны плохие люди, чтобы сдерживать еще более плохих людей», – говорит персонаж Мэттью МакКоннахи в первом сезоне «Настоящего детектива». Нам нужно что-то злое, чтобы бороться с плохим гораздо более высокого и сложного порядка. Таким злом, неприкрытым и привлекательным в своей человечности, для английского футбола выступает главный антагонист Пепа Гвардиолы – Жозе Моуринью.
Он собачится с судьями, журналистами и собственными игроками, пытается эпатировать публику и мотивировать команду, задевая ее чувства. Он постоянно в движении как загнанный пес, который при этом сам пытается загнать еще более опасного зверя. Моуринью – зло, которое необходимо. Делая футбол интереснее, португалец идет на конфликт и явно ожидает ответной реакции.
Он тот злой, который одержим собственными демонами, и в этом смысле является чрезвычайно кинематографичным и обаятельным персонажем.
Вселенная премьер-лиги полна самых интересных и необычных героев. Там есть хэви-металлист и просто крутой дядька Клопп, серьезный и вечный в своей мудрости Венгер. Есть неудачливый и запутавшийся Мойес. Есть бешеный человек-энергетик Конте. Тем интереснее следить за бесконечными противостояниями, в которых участвуют эти одержимые футболом персонажи.