Поскольку футбольный матч есть протяженное во времени произведение искусства, значительная доля экспрессивности которого смещена к финалу и заключена в результате (причем этот результат не известен заранее даже самим «авторам»), то его зрелищность понимается нами как сумма двух составляющих:
- событийности сюжета (т. е. количества прерываний монотонности);
- интриги (т. е. степени неочевидности итогового результата по ходу матча).
Оговоримся, что зрелищность в огромной степени определяется и другими обстоятельствами – такими как качество телекартинки, внешний вид стадиона и поля, шумовое сопровождение, общественный резонанс и т. д., но в данном тексте нас по понятным причинам интересуют лишь те составляющие, которые зависят от действий команд и футболистов.
Понятие «интриги» более-менее самоочевидно, а что подразумевается под «количеством прерываний монотонности»?
Монотонность – это такое состояние произведения искусства, при котором данное произведение лишается доли экспрессивного потенциала за счёт одинаковости используемых автором приёмов, и эта доля тем больше, чем дольше длится состояние монотонности. При этом сила и качество исполнения самих приёмов не имеет значения (хорошая иллюстрация – притча о мальчике, который кричал «Волки!») – так в футболе зрелищность снижается даже с возрастанием количества точных передач или голов, сделанных или забитых одной командой подряд.
Следовательно, прерывание монотонности – одно из главных требований зрелищности. При этом важно, что прерывание представляет собой границу между двумя монотонностями, то есть точку - то есть событие, а не процесс. В футбольном смысле это означает, что для поддержания зрелищности более важны индивидуальные действия, чем командные, поскольку первые всегда событийны (пас, удар, финт, перехват и т. д.), а вторые почти всегда процессуальны (система передач, взаимные перемещения, прессинг), событийной может быть только, например, быстрая вертикальная комбинация.