В последние годы спортивное кино пользуется в России популярностью – как среди тех, кто его снимает, так и среди тех, кто ходит в кинотеатры. «Тренер», «Движение вверх», «Лед», «Легенда №17», «Чемпионы», «Матч», «Коробка» – все эти и ряд других спортивных драм выходили в прокат и добивались там разной степени успеха. Фильм Антона Мегердичева «Движение вверх» стал самой кассовой картиной в истории российского проката. При этом претензии художественного плана можно предъявить даже к нему. Анализируя другие фильмы, кинокритики отмечали и отсутствие индивидуального почерка, авторского высказывания, и наличие огромного количества штампов. Мы решили разобраться, откуда взялись эти штампы.
Ответ очевиден – по большей части из Голливуда. Правда, не все. В 2005-м американский авторитетный журнал Time составил список ста лучших фильмов за всю историю кинематографа, каждый из которых безусловно повлиял на его развитие. Из уважения к создателям лент по местам фильмы решили не расставлять. В итоге в сотню вошло и две картины о спорте – «Олимпия» Лени Рифеншталь, вышедшая в 1938 году, и «Бешеный бык» Мартина Скорсезе 1980-го. И если у тех, кто смотрел фильм Скорсезе, вопросов о причинах его появления в сотне возникнуть не должно, с «Олимпией» все сложнее.
Имя Лени Рифеншталь у большинства ассоциируется с фашизмом и его художественным прославлением. Она действительно дружила с Адольфом Гитлером, восхищалась им и использовала весь свой, безусловно выдающийся, талант при создании пропагандистских документальных картин, самые заметные из которых – «Триумф воли» и «Олимпия». Только если о первом фильме немцы сейчас стараются вспоминать как можно реже, то второй – по-прежнему остается их национальной, пусть и с большим количеством оговорок, но все же гордостью.
Прежде всего, потому что страстно болеющий за своих спортсменов фюрер лишь один из многочисленной толпы зрителей – разных рас и национальностей – на трибунах. Есть в «Олимпии» и эпизод, в котором показано, как темнокожий американский атлет Джесси Оуэнс одерживает победу над немецким спортсменом (в Берлине Оуэнс завоевал четыре золотые медали). Из-за этих кадров Геббельс, как принято считать, даже пытался добиться запрета показа фильма, но «Олимпия» все-таки вышла на большие экраны и смогла оказать значительное влияние и на развитие жанра спортивного репортажа, и на кинематограф в целом (и в техническом, и в художественном, эстетическом плане). Действительно получился такой, «вневременной документ великой идеи, гимн, славящий красоту и борьбу», как и задумывала Рифеншталь.