«Тренер», который ничего не изменил – Джон Донн

«Тренер», который ничего не изменил

Семь раз смотри, один раз свисти
16.07.2018
К вопросу об антифутболе
20.07.2018
Кино
«Тренер», который
ничего не изменил
Штампы голливудского спортивного кино –
в рассказе Александры Владимировой
В последние годы спортивное кино пользуется в России популярностью – как среди тех, кто его снимает, так и среди тех, кто ходит в кинотеатры. «Тренер», «Движение вверх», «Лед», «Легенда №17», «Чемпионы», «Матч», «Коробка» – все эти и ряд других спортивных драм выходили в прокат и добивались там разной степени успеха. Фильм Антона Мегердичева «Движение вверх» стал самой кассовой картиной в истории российского проката. При этом претензии художественного плана можно предъявить даже к нему. Анализируя другие фильмы, кинокритики отмечали и отсутствие индивидуального почерка, авторского высказывания, и наличие огромного количества штампов. Мы решили разобраться, откуда взялись эти штампы.

Ответ очевиден – по большей части из Голливуда. Правда, не все. В 2005-м американский авторитетный журнал Time составил список ста лучших фильмов за всю историю кинематографа, каждый из которых безусловно повлиял на его развитие. Из уважения к создателям лент по местам фильмы решили не расставлять. В итоге в сотню вошло и две картины о спорте – «Олимпия» Лени Рифеншталь, вышедшая в 1938 году, и «Бешеный бык» Мартина Скорсезе 1980-го. И если у тех, кто смотрел фильм Скорсезе, вопросов о причинах его появления в сотне возникнуть не должно, с «Олимпией» все сложнее.

Имя Лени Рифеншталь у большинства ассоциируется с фашизмом и его художественным прославлением. Она действительно дружила с Адольфом Гитлером, восхищалась им и использовала весь свой, безусловно выдающийся, талант при создании пропагандистских документальных картин, самые заметные из которых – «Триумф воли» и «Олимпия». Только если о первом фильме немцы сейчас стараются вспоминать как можно реже, то второй – по-прежнему остается их национальной, пусть и с большим количеством оговорок, но все же гордостью.

Прежде всего, потому что страстно болеющий за своих спортсменов фюрер лишь один из многочисленной толпы зрителей – разных рас и национальностей – на трибунах. Есть в «Олимпии» и эпизод, в котором показано, как темнокожий американский атлет Джесси Оуэнс одерживает победу над немецким спортсменом (в Берлине Оуэнс завоевал четыре золотые медали). Из-за этих кадров Геббельс, как принято считать, даже пытался добиться запрета показа фильма, но «Олимпия» все-таки вышла на большие экраны и смогла оказать значительное влияние и на развитие жанра спортивного репортажа, и на кинематограф в целом (и в техническом, и в художественном, эстетическом плане). Действительно получился такой, «вневременной документ великой идеи, гимн, славящий красоту и борьбу», как и задумывала Рифеншталь.
Кадр из фильма «Олимпия»
Американцы начали снимать спортивное кино еще раньше. Уже на протяжении почти сотни лет голливудские компании создают все новые и новые драмы, рассказывающие истории о спорте и его героях. Бокс, бейсбол, американский футбол, баскетбол, хоккей, гольф – именно эти виды спорта наиболее популярны среди североамериканских кинематографистов. В англоязычном интернете можно найти множество списков «лучших спортивных фильмов в истории». Создатели российских лент, рассказывающих про спорт, большинство этих списков внимательно изучили. И многие приемы, используемые в перечисленных фильмах, задействовали в своих работах.

По первым же кадрам американской картины «Молодая кровь» (оригинальное название - Youngblood, по фамилии главного героя) понятно, что создатели «Легенды №17» отнеслись к этому фильму с большим вниманием. Похожую сцену, в которой Данила Козловский, сыгравший Валерия Харламова, катается по едва освещенному и закутанному туманом катку, можно увидеть в российской ленте. «Молодая кровь» – картина 1986 года рассказывает об истории 17-летнего хоккеиста Дина Янгблада, мечтающего стать звездой НХЛ и уехать с фермы, на которой он живет с отцом и старшим братом. Но на пути к мечте, как и положено, множество препятствий – подставы от ребят из собственной команды, жесткий тренер, несправедливые судьи, подлые, демонического образа, соперники. Но главный герой борется с трудностями упорно, тем более он не один – рядом семья и любимая девушка.
Роб Лоу и Патрик Суэйзи в фильме «Молодая кровь»
Немало параллелей в «Легенде №17» можно провести и с фильмом «Чудо» 2004 года (в российском прокате он выходил как «Мираж на льду»), который посвящен выступлению сборной США на Олимпийских играх-1980 в Лейк-Плэсиде. В историю спорта оно вошло под названием «Чудо на льду», так как американская команда, собранная в основном из 20-летних студентов, не просто дошла до финального турнира, но и смогла обыграть там сборную СССР, не проигрывавшую Олимпиады к тому моменту уже 14 лет подряд.

В фильме показано, как американцы готовятся к олимпийскому турниру под руководством тренера-новатора, который перед назначением так же, как потом Гаранжин в «Движении вверх», уверенно заявляет руководству, что ориентируется исключительно на максимальный результат. Большинство ему, конечно, не верит, но работу Херб Брукс (его играет Курт Рассел) все-таки получает. За этим следуют семь месяцев крайне напряженной (порой до изнеможения), не всегда понятной игрокам, работы, за время которой молодые хоккеисты учатся находить общий язык друг с другом и осознают, что представляют не разные команды и штаты, а одну единую сборную – США.
Кадр из фильма «Чудо»
Не менее яркие тренерские образы были воплощены в фильмах «Каждое воскресенье» (Аль Пачино), «Тренер Картер» (Сэмюэл Л. Джексон), «Вспоминая титанов» (Дензел Вашингтон), «Макфарланд» (Кевин Костнер). Последний – выходил в наш прокат под названием «Тренер», причем не так давно, в 2015 году. До этого на больших экранах появлялось еще несколько лент с примерно таким же названием. Одно это обстоятельство уже вызывает удивление решению создателей российского фильма выбрать столь банальный вариант. Тем более и истории, рассказанные в картинах 2018 и 2015 годов, очень похожи – только если герой Костнера, Джим Уайт, тренирует команду по легкой атлетике в далеко не самом благополучном Макфарланде, то Юрий Столешников Козловского готовит футбольный «Метеор» в Новороссийске.

При этом оба главных героя фильмов, каждый по своей причине, оказываются «списанными» и попадают в места, где о больших победах сначала даже особо не мечтают – поэтому и встречают новоприбывших специалистов без большого энтузиазма. Но за два с небольшим экранных часа и тренеру-Костнеру, и тренеру-Козловскому удается стать не только своими в новом городе, но и изменить психологию спортсменов, заставить их поверить в себя.

Как в американской картине, так и в российской незадолго до решающего старта тренерам предлагают перебраться в команду получше. Но ни Юрий Столешников, ни Джим Уайт выгодное предложение не принимают – и предсказуемо помогают своим командам стать чемпионами.
Истории про «неудачников», берущих реванш и снова возвращающихся на вершину, как и про команды или спортсменов-андердогов, которые вопреки всем ожиданиям выигрывают турниры, наиболее распространены в спортивном кинематографе. Именно об этом хорошо известные в России боксерские ленты – часть серии про Рокки Бальбоа, «Малышка на миллион» Клинта Иствуда, «Нокдаун» Рона Ховарда. Об этом и «Могучие утята» 1992 года - фильм, в честь которого была названа команда НХЛ «Анахайм Дакс» (до 2006 года – Mighty Ducks of Anaheim). Главный герой «Могучих утят» Гордон Бомбей, вопреки желанию ставший тренером детской хоккейной команды, как и Юрий Столешников в «Тренере», на протяжении всего фильма мучается, вспоминая свой прежний спортивный провал. В случае с Бомбеем речь идет о незабитом решающем буллите в финале чемпионата штата среди юношей 1973 г.р., из-за которого он и ушел из хоккея.
В российских спортивных драмах можно найти много других сюжетных параллелей (более и менее очевидных) с предшествующими им американскими, а также британскими лентами. «Команда из штата Индиана», «В лучах славы», «Руди», «42», «Проклятый «Юнайтед», «Бегство к победе», «Огненные колесницы», «Гол!», «Человек, который изменил все» (Moneyball) и т.д. Во многом повторяют друг друга и американские ленты. За время существования кинематографа и в США, и во многих других странах было снято немало очень посредственных картин, которые дублировали предшествующие, используя удачные и не очень приемы, переиначивая на свой лад хорошо знакомые истории. В принципе далеко не все и из вышеперечисленных картин смогли получить хорошую критику и быть успешными в прокате. Но это не отменяет ощущения дежавю при просмотре российских лент у тех, кто любит и интересуется жанром спортивного кино. К счастью для российских прокатчиков, таких среди их зрителей все-таки меньшинство.
Канадский байопик «Морис Ришар» - еще один источник прямых заимствований для российской «Легенды»
Александра Владимирова
Александра Владимирова