Росберг, сын Росберга – Джон Донн

Росберг, сын Росберга

Артем Борисов
27.01.2017
Пыжиков, правый нападающий
18.01.2017
«Лестер» против «Манчестер Юнайтед»
04.02.2017
 
Артем Борисов рассказывает историю чемпиона, который въезжал в бассейн на велосипеде

Положим, это не самое крупное событие, произошедшее в венском замке Хофбург за последние восемь столетий.

Правители Австрии жили здесь с XIII века, и вплоть до Первой мировой войны замком владела могущественная династия Габсбургов, успевшая понастроить на этой территории 19 грандиозных, хотя и преимущественно серых дворцов. В 1814 году в Хофбурге расположились гости Венского конгресса, готовые обсудить будущее Европы после наполеоновских войн. А 15 марта 1938 года, выступая с балкона перед толпой, которая собралась на полукруглой Площади Героев, Адольф Гитлер объявил о выполнении «самой важной миссии» в своей жизни. Третий Рейх осуществил аншлюс Австрии.

И пусть древние стены императорского дворца уже ничем не удивить, крохотный мир автоспорта был обескуражен Событием, произошедшим в Вене 2 декабря 2016 года.

Михайловское крыло замка Хофбург на открытке конца XIX века

На этот раз именно Хофбург стал местом проведения ежегодной торжественной церемонии FIA, на которой международная федерация автоспорта вручает гонщикам радостные, словно светящиеся изнутри кубки, показывает трогательные видео и накрывает фуршет для людей в смокингах и вечерних платьях.

Днем 2-го декабря новый чемпион мира в классе Формула-1 Нико Росберг в черно-белых кедах и серых трико пришел в Красный зал Хофбурга на итоговую пресс-конференцию, чтобы поговорить о завершившемся сезоне. Пока глава FIA Жан Тодт – человек без мимики и интонации – тянул занудную пятиминутную преамбулу, Росберг сидел в кресле, положив ногу на ногу и солнечно улыбаясь. Когда чемпиону дали слово, он поднялся и начал с места в карьер: «Спасибо, что пришли. Для меня это особенный день. Сегодня мне вручат трофей, и это будет потрясающе. Но я хочу сказать, что принял решение завершить карьеру в Формуле-1».

Зал не успел отреагировать ни вздохом, ни аплодисментами, затворы фотокамер несколько секунд щелкали в повисшей тишине. Далее Росберг скажет, что впервые задумался об уходе после Гран-при Японии – тогда он одержал девятую победу в сезоне и за четыре гонки до конца чемпионата закрепился на первом месте в общем зачете.

parallax background
«С шести лет я мечтал попасть в Формулу-1 и стать чемпионом мира. Я потратил 25 лет на то, чтобы достичь этой цели».
 

Нико Росберг с кубком победителя. Instagram nicorosberg

Последним гонщиком, завершившим карьеру на первом месте, был Ален Прост в 1993-м. Но это совсем другая история. Росберг не был триумфатором прежде и не собирался становиться легендой на долгие годы. Он сделал то, что хотел, и, отблагодарив всех, ушел однократным обладателем титула.

Однократным, как и его отец – Кейо Эрик Росберг по прозвищу «Кеке».

СРАВНЕНИЯ РОСБЕРГА-младшего со старшим были неизбежны, а жизнь сама рада подбрасывать рифмы.

Например, в 2013 году Нико одержал свою вторую победу в карьере на Гран-при Монако – именно там, где за 30 сезонов до этого победил Кеке. Для Росберга-старшего этот успех также был вторым в «Формуле-1». Кстати, на ту пору он уже был чемпионом мира.

Это было по-своему странное время и по-своему странное чемпионство. То же самое через несколько лет можно будет услышать о победе Росберга-младшего в 2016-м. «Неожиданно», «неуместно» или даже «случайно».

Кеке и Нико Росберги. Instagram nicorosberg

Сезон 1982-го года был одним из самых сумбурных и трагичных в истории «Формулы-1». Он начался с забастовки, которую спровоцировал знаменитый австрийский гонщик Ники Лауда: ему не понравилось, что по правилам команды могут расторгнуть договор с пилотами в любой момент, а пилоты – нет. Гонщики заперлись в отеле при южноафриканском автодроме «Кьялами», ожидая окончания переговоров. Элио Де Анджелис и Жиль Вильнев развлекали коллег игрой на рояле.

Вскоре чемпионат все-таки начнется, а Жиль Вильнев погибнет в квалификации Гран-при Бельгии – вылетит из многократно перевернувшегося болида и пробьет головой два ограждения. Месяц спустя в Канаде дебютант «королевских гонок» Риккардо Палетти заживо сгорит в своем Osella FA1C, врезавшись в заглохшую на стартовой прямой машину Дидье Пирони. Наконец, в августовском Гран-при Германии сам Пирони получит перелом обеих ног и навсегда завершит выступления в «Формуле-1», чтобы заняться гонками на моторных лодках, где травмы не будут такой помехой. Через пять лет Дидье Пирони перевернется на катере в проливе Ла-Манш у острова Уайт и уйдет из жизни в возрасте 35 лет.

В сезоне-1982 продолжилась жесткая борьба между федерацией автоспорта и конструкторами «Формулы-1». Некоторые конструкторы были недовольны техническим регламентом и пользовались лазейками в правилах, чтобы сделать своими машины конкурентоспособными, а в ответ получали дисквалификации. Дело дошло до того, что многие команды бойкотировали Гран-при Сан-Марино – лишь в последний момент организаторам удалось избежать недобора машин на старте.

В свою очередь, в Монако недобор был уже на финише. Дождь настолько спутал карты, что из двадцати машин до клетчатого флага добрались лишь три.

В этом хаосе Кеке Росберг и сумел завоевать свой единственный трофей. Показательно, что победитель чемпионата выиграл лишь одну гонку из 16-ти. Еще более показательно, что второе место в общем зачете занял все тот же Пирони, оборвавший свою карьеру за четыре этапа до конца сезона.

Росберг-старший не закончил выступления сразу, однако на вершине больше не появился: еще три года в «Уильямсе» и один – в «Макларене», несколько побед в Гран-при, но лишь одно третье место в чемпионате. Кеке стал сдавать эмоционально. Однажды Ники Лауда встретил слегка разогретого Росберга в баре накануне стартов в Монако и услышал от него: «Тебе не надоело гоняться в этих ваннах на колесах? Сегодня мне впервые в жизни захотелось забыть о гонках!».

Кеке покинул Формулу-1 в 1986-м, спустя несколько месяцев после гибели своего близкого друга Де Анджелиса на тестах во Франции. Того самого Де Анджелиса, который играл на рояле с Жилем Вильневым перед стартом чемпионского для Кеке сезона.

Ну а на место Росберга в «Макларен» годом позже пригласят молодого Айртона Сенну.

Кеке Росберг на подиуме. Instagram RTL GP Magazine

ПАПАША РОСБЕРГ занялся воспитанием маленького Нико, который родился летом 1985-го в Висбадене (Германия). Кеке – финн шведского происхождения, а его жена Зина – немка. Семья Росбергов ненадолго задержалась в ФРГ – бывший пилот Формулы-1 мог позволить себе жилье в Монако.

Именно на теплом Средиземноморье Нико готовился повторить гоночные подвиги своего отца. В начале 90-х светловолосый мальчишка развлекался тем, что на трехколесном велосипеде въезжал прямо в бассейн во дворе дома Росбергов, а затем отправлялся с Кеке за город, натягивал бело-синий комбинезон (со значком почему-то Ferrari) и бело-сине-желтый шлем с надписью «Nico» и нарезал круги на карте по узкому асфальтовому треку. Вальяжный усатый Кеке заливал в бак топливо, пары которого будоражили раскаленный на солнце воздух. Сам Кеке, разумеется, предпочитал гулять в пляжных трусах.

 

К концу 1997 года Нико был готов к тому, чтобы переехать в Италию и начать серьезную карьеру в картинге. Отцу не составило большого труда связаться с менеджером команды CRG Дино Кьезой, который взял мальчика под крыло.

В это время в Великобритании подрастал другой, совсем непохожий на Росберга парень, папа которого вкалывал на трех работах, чтобы обеспечить карьеру сына. Очень скоро судьба впервые сведет двух героев вместе. В 1999 году в команду к Кьезе и Росбергу приедет Льюис Хэмилтон.

Льюис Хэмилтон и Нико Росберг на карте. Instagram lewishamilton

БУДУЩИЕ ЧЕМПИОНЫ Формулы-1 стали друзьями. Лишь через 13 лет жесткая внутрикомандная конкуренция на пределе амбиций отодвинет хорошие личные отношения на второй план и на время заменит их.

В 2000 году для двух мальчишек создали отдельную картинговую команду MBM – нехитрое название означало «Мерседес-Бенц-Макларен». Уже тогда они ездили на «Мерседесах»! Справедливости ради, к тому времени Хэмилтон уже не один год находился под опекой команды Формулы-1 McLaren-Mercedes, так что совпадение тут надумано.

Сложно представить более разных подростков, чем выросший в Монако Росберг и приехавший из лондонского пригорода Хэмилтон. Дино Кьеза звал Нико «принцем», а Льюиса – «шейхом» (из-за цвета кожи), но главная разница заключалась в другом. «Нормальный» подросток Хэм быстро стал «учителем» Нико в плане развлечений, общения и нехороших слов. Однажды, оставшись без опеки родителей в одной из гостиниц, парни выбросили из окна матрас и чуть не разнесли номер.

Два друга, два ровесника. Их физические данные также совпадали, поэтому они могли водить болиды друг друга без дополнительной подгонки. Поначалу Кьезе приходилось менять ребят местами, поскольку у Энтони Хэмилтона (папы Льюиса) были подозрения, что Росбергу дают более сильную машину. Подозрения не подтвердились: гонщики были в равных условиях.

И все же Хэмилтон всегда был талантливее и быстрее.

В КАРТИНГЕ они соседствовали недолго. В начале двухтысячных кочевали по различным младшим сериям (гоняясь уже на взрослых болидах), а затем поочередно стали чемпионами серии GP2 и получили контракты в «Формуле-1». Нико сделал это на год раньше: GP2 покорился ему в 2005-м, а с 2006-го Росберг начал выступать за команду Williams.

Льюис, который еще в тринадцатилетнем возрасте застолбил за собой место в McLaren, в первом же сезоне (2007) сел за руль быстрейшей машины чемпионата, по случайности отдал титул в последней гонке и успел показать свой характер, дерзость и амбиции, фактически выдавив из команды двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. На следующий год Хэмилтон был безоговорочным лидером McLaren и победил в чемпионате.

Росберг на Williams не вел борьбу за трофеи. Первый инцидент, которой можно было бы назвать «встречей старых друзей» произошел на Гран-при Канады-2008, когда Льюис на пит-лейне врезался в машину Кими Райкконена, а Росберг не успел затормозить перед Льюисом. Хэмилтон сошел, но взял свое в конце года.

В следующих сезонах McLaren был не так хорош, и Хэм финишировал лишь на 4-5 местах в общем зачете, но и Нико не пошел вверх, хоть и перебрался в Mercedes, где раз за разом обыгрывал своего великого напарника Михаэля Шумахера.

В 2012 году Шумахер окончательно ушел из гонок, а его место в Mercedes занял Хэмилтон.

Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон. Instagram lewishamilton

После невзрачного первого сезона Нико и Льюис получили-таки болиды, угнаться за которыми было практически невозможно. Старые знакомые встретились в новых обстоятельствах и, сражаясь за чемпионство, выдали несколько потрясающих миниатюр. Периодически гонщики «Мерседеса» выбивали друг друга с трассы, освобождая путь соперникам, которые при иных обстоятельствах не могли даже замахнуться на победу в гран-при.

По итогам очередного громкого эпизода, который произошел в 2016 году в Австрии, директор Mercedes Тото Вольфф заявил: «У меня ощущение дежавю. Это точно не то, что мы хотим видеть. Мы выглядим как кучка идиотов, а это неуважение по отношению к 1500 сотрудникам, которые лезут из кожи вон, стараясь как можно лучше подготовить для нас болиды». В тот день Росберг на последнем круге чуть не выдавил своего напарника с трассы, хотя в результате пострадал сам, опустившись с 1-го места на 4-е, а Льюис одержал победу.

 

Бывало и хуже. За три чемпионских года «Мерседесы» сталкивались в Бельгии, Венгрии, Японии, США, Испании и Канаде. Зачастую после этого лучшая команда пелотона просто не добиралась до финиша. Любопытно, что во многих авариях был виноват интеллигентный Росберг, а не Хэм, о выходках которого могут рассказать десятка полтора действующих и бывших пилотов «Формулы».

Впрочем, неизвестно, где здесь причина и следствие. Как много лет назад Льюис преподавал Нико уроки шалостей, так и теперь учил партнера агрессивной борьбе, пусть и косвенно. Никогда и ни в одной команде с 2007-го года Хэмилтон не соглашался на равенство двух пилотов, не говоря уже о том, чтобы быть вторым. Давление на Росберга с самого начала было огромным, а после первой аварии (Бельгия-2014) штаб «Мерседеса» открыто встал на сторону британца. Льюис подначивал, и даже заявления типа «Двигатели почему-то сгорают только у меня», которые смешно слышать от человека, обласканного боссами на протяжении всей карьеры, показывали: Льюис не упустит ни одной возможности попрессинговать Нико и команду.

Борьба внутри Mercedes стала главной интригой Формулы-1. И, тем не менее, с самого начала Хэмилтон делал то, на чем собаку съел. Он побеждал.

Вот почему для стороннего наблюдателя чемпионства Кеке в 1982-м и Нико в 2016-м совпадают в своей «случайности». Хэмилтон всегда был впереди Росберга. Технический регламент перед сезоном не изменился. Никто не спорит о том, что от природы Льюис получил больше – не только талант выигрывать дополнительные секунды на круге за счет чистого инстинкта, но и резкий, неуемный, безапелляционный характер, помноженный на амбиции.

С какой стати Росберг вдруг должен обойти британца, и не только его, но и голландскую копию Хэма – Макса Ферстаппена, который при доминировании «Мерседесов» умудряется второй сезон подряд брать награду «Персона года»? Росберг сам признается: «Мне было совсем непросто проигрывать два сезона подряд Льюису. Порой я сам не верил, что смогу отыграться и осуществить свою мечту».

Росберг, Ферстаппен и Хэмилтон. Instagram nicorosberg

Аргументы, конечно, есть. Некоторые считают, что еще за три гонки до конца прошлого сезона Хэмилтон, понимавший, что очередной титул от него не уйдет, ослабил вожжи, а затем задержался в этом расслабленном состоянии, успевая летать на вечеринки в другие части света, спать по три часа в сутки и задевать припаркованные автомобили на своей Pagani Zonda.

В этот момент мог сработать фактор, о котором говорил еще «первый учитель» обоих мальчишек Дино Кьеза: «Нико всегда был очень сфокусирован. Он любит работать. Это одна из его сильных сторон».

А затем Кьеза добавляет: «Его не волнуют деньги, статус, хорошая жизнь и так далее. Это парень, который очень хорошо чувствует почву под ногами».

Вот он и вышел из болида и встал на почву.

Конечно, драмы нынешней эпохи тяжело сравнить с драмами 80-х. Кеке Росберг стал чемпионом под трагический аккомпанемент, а перед уходом из гонок навсегда потерял одного из своих друзей. Сегодня многие, напротив, говорят о возвращении былой дружбы между Нико и Хэмилтоном. По крайней мере, это возможно.

 

Нико, Алайя и Вивиан Росберги. Instagram nicorosberg

Нико покидает «Формулу» счастливым молодым человеком, который реализовал детскую мечту и не обременен гигантскими амбициями. Теперь его ждет супруга Вивиан – русая улыбчивая барышня, олицетворение домашнего уюта – и дочка Алайя, чье имя в переводе с баскского означает «веселая». Может, и ее дорастят до чемпионства в автоспорте?

Росберг отдыхает, смутно и беззаботно рассуждая о каком-то собственном бизнесе, а боссы Mercedes ищут замену чемпиону мира и не спешат с объявлением – не так-то просто отыскать пилота, который сможет гоняться в одной команде с Льиюсом Хэмилтоном.


«Джон Донн». Справка

Нико Росберг. Чемпион Формулы-BMW ADAC (2002), чемпион GP2 (2005), вице-чемпион Формулы-1 (2014, 2015), чемпион Формулы-1 (2016).

Льюис Хэмилтон. Чемпион Формулы-Рено UK (2003), чемпион Евросерии Формулы-3 и Формулы-3 Мастерс (2005), чемпион GP2 (2006), вице-чемпион Формулы-1 (2007), чемпион Формулы-1 (2008, 2014, 2015).

Артем Борисов
Артем Борисов