Четверо смелых – Джон Донн

Четверо смелых

Илья Юсов
17.06.2017
Василий Уткин и его студенты прокомментируют Кубок Конфедераций
16.06.2017
Я больше не буду повторять
19.06.2017
ФУТБОЛ
Четверо смелых
Кто прокомментирует матчи Кубка Конфедераций
в наших пабах
Целый год главный редактор пабов «Джон Донн» Василий Уткин учил своих студентов, как комментировать футбол. Пришло время удивлять свет. Живые комментарии в пабах «Джон Донн» во время Кубка Конфедераций – Уткин и его школа! Вы уже могли слышать такую работу. На матчах Лиги чемпионов, на Эль-класико. Вы знаете этих ребят по текстам на нашем сайте. Это очень разные тексты, и про футбол, и про немецкое кино, и про Альбера Камю и футбол одновременно. Теперь приходите нас слушать. Вы первыми узнаете новые имена. Начнем с начала. В субботу Василий Уткин вместе с Денисом Наливайко и Кириллом Воробьевым – в «Джон Донн» на Никитском бульваре, Артём Борисов и Денис Алхазов – на Ленинском. У этой пары, кстати, уже пять самостоятельных репортажей на счету. Будет шестой.
Россия – Новая Зеландия, 18.00
Рассказывает Денис Алхазов
Я человек стеснительный... Я злой человек. Непривлекательный я человек. Я думаю, что у меня болит печень. Впрочем, я ни шиша не смыслю в своей болезни и не знаю наверно, что у меня болит. Сказанешь такое в репортаже – улыбнется разве что твоя одногруппница. Нет, я вовсе не имею в виду, что публика у нас в «Джон Донне» не читала Достоевского и потому тупая. Просто в пабе про печень шутить, наверное, стоит чуть короче и без классиков.

А в сущности, людям на твои заскоки плевать. Ты – приятное дополнение к: а) матчу б) пиву в) атмосфере. Для кого-то пиво в этой «иерархии» важнее. Если помнить, что твоя главная задача – не мешать наслаждаться всеми перечисленными благами паба, то коленки начнут подрагивать уже в такт игре и количеству выпитого.

Готовиться, конечно, надо. В свое время матч вынудит отвлечься и щегольнуть фактом: мол, Санчесу остался один мяч до звания лучшего бомбардира в истории сборной. Можно еще ляпнуть, кто там первый бомбардир.

Но боже упаси – заготавливать не только составы, факты, а еще и шутку. Либо ты ее произнесешь заученным тоном, либо просто забудешь, что еще хуже. Матч сам подарит материал, а зал, в свою очередь, отклик. Для того чтобы все этого воплотить в слова, недостаточно быть просто собой. Пожалуй, нужно стать обаятельной версией себя. Можно – со знаком минус, но я как-то за четыре года в своей филологической богадельне не научился. В общем, тембр нужно сделать поинтересней (посексуальней, если те две подвыпившие дамочки за 30 постоянно хихикают над твоими остротами), шутки – провокативней (или помягче, если тем двум буйволам в футболках ЦСКА про стадион «не заходит»). Хочешь не хочешь, а придется из своих студенческих недр достать все самолюбие и показать публике, что я - хоть щенок вам и неизвестный, но породистый. И себе нравлюсь. Вам нравится матч, я нравлюсь себе. Можем махнуться!
Рассказывает Кирилл Воробьев
Сначала – выпить, потому что ну а как не выпить перед первым разом? Страшно же. Вдруг облажаешься? Вдруг запнешься? Вдруг зал не примет?

Быть алкоголиком в 20 – это круто. К 21 году уже есть что менять в жизни к лучшему. Купили вишневого пива. Побрели по Китай-городу с бумажными пакетами в руках. Глоток. Спросил. Ответила. Какой же длинный у нее монолог, но это хорошо: люблю слушать, говорить мне еще сегодня придется. Еще глоток. Комфортно. И напряжение спадает. Чего нервничать? Мне предоставился шанс кайфануть. Надо получить удовольствие. Глоток.

Сели в такси, быстро долетели: вдруг не очень много машин в центре. Зашли в зал – Василий уже там. Парень, который будет стараться запомниться сильнее меня, тоже. Тщетно стараться. Необсуждаемое, скрытое соревнование – отличная мотивация. Хорошо, когда выложился и можешь по окончании угара ткнуть себя в грудь, потому что сделал всех. Потому что есть за что.

Волновался. Много незнакомых людей, намного больше, чем знакомых. Вышли покурить. Редко курю. Не курю – правило, тот день – исключение, потому что исключительный. Начинается. Первыми что-то говорили Василий и Денис. «Пусть говорят, а я еще немного понервничаю», – думал я, всячески оттягивая свои первые фразы. Василий протянул микрофон. Что говорить?

Что-то бла-бла. Старался не слушать себя – смущение, стеснение, вот это все. Раскованность и отсутствие границ и стен – маска. Когда ты в окружении глаз, которые одновременно пристально смотрят на тебя и не обращают внимание, теряешься. Запнулся. Потом еще раз. Бормотал банальности. Микрофон работал плохо (ну, или я его держал неправильно).

Это не я, а надо быть собой. К сожалению, я понял это только минуте к 40-й первого тайма, когда пара людей, которых я затащил в бар, чтобы мне было комфортнее, уже свалили домой.
Где-то далеко, в дальнем углу зала, засмеялись.
Смех прокатился по бару, поближе ко мне.
Я впитал это в себя. Reload.
Я поздно понял прикол, но понял. Будь собой – плевать, что говорят. К черту маски, к черту попытки понравиться. Шутить про геев, злорадствовать над стрижкой Криштиану, иронизировать, мочить, стебать. Где-то далеко, в дальнем углу зала, засмеялись. Смех прокатился по бару, поближе ко мне. Я впитал это в себя. Reload.

Локальные шутки, устаревшие мемы, Шурыгина. Часть публики реагировала, но нужен взрыв. «Пожалуйста, «Реал», забей второй», – надеялся я: «Мне нужен твой гол, чтобы бар накрыл термоядерный гриб экстаза и хайпа».

Микрофон был у Василия. Или у Дениса. Я смотрел футбол и уже чувствовал, что сейчас взорвется заготовленная мной мина. 73-я минута. Криштиану оформляет дубль. Полез в рюкзак, достал джерси «Реала». Какая разница, что на спине Марсело? Ну кого это колышет? Люди заметили, орут еще громче. Заметил Уткин. Ухмыльнулся, протянул мне микрофон.

Воздуха не хватает. Осознавал, что мне сделали сегодняшний вечер, а я ответил всем вокруг примерно тем же. Глотал воздух ртом, потом еще. Наконец, выдавливаю: «Моя любимая команда удвоила преимущество в счете». Зал терпел мои подколы Криштиану и троллинг «Реала», но в ту минуту им было все равно. Они раскусили многоходовочку или не раскусили, но им точно понравилось. Дали шума. Улыбался, как дурак. Я справился.

«Спасибо большое. Ты з****сь. Очень помогла» – написал ей после матча. «Да ты что. Ты бы и сам смог!» – ответила.

Слушать болтовню человека, которого ты видишь в первый раз в жизни, пить вишняк и не париться вообще ни о чем, потом 40 минут мяться и 50 – зажигать. Счастье.
Рассказывает Денис Наливайко
«Весь мир – театр» – фраза довольно избитая. Но как тут еще скажешь, если комментирование в пабе и впрямь очень похоже на театральное выступление. Здесь же тоже есть публика. Возможно, не такая искушенная, ведь искушенная публика пьет бокал дорогого шампанского или рюмку коньяка в антракте, а в антракте футбольного матча в пабе от выпивки, обычно, отдыхают. И все же ты не имеешь права облажаться. Когда берешь в руки микрофон/выходишь на сцену, надо забыть о своих проблемах, четко выговаривать все слова, не мямлить и лично мне – не заикаться.

Играть на сцене – гораздо легче. Во-первых, у тебя есть сценарий, все слова прописаны за тебя. Возьми и выучи, делов-то. Комментирование – это чистая импровизация. Нет, конечно, ты может придумать свои шутки заранее, но разве ты знаешь, что произойдет на поле, до начала матча? Здесь ты пишешь сценарий каждую секунду матча у себя в голове, и сразу же его и воспроизводишь.

А во-вторых, паб – непосредственный участник твоего «представления». В театре ты не можешь заигрывать с публикой и перекидываться с ней фразочками постоянно. А здесь без этого есть риск превратиться в посредственного дублера комментатора из телевизора.

И самое главное – отыгрывать свою роль. Однако комментатор, в отличие от актера, должен играть себя. Нет. Не быть собой. А играть себя. Делать ставку на свои лучшие качества, свою харизму, и пытаться этим влюбить в себя толпу. Даже если заикаешься, то делай это очаровательно, чтобы та симпатичная официантка подмигнула. Тогда и поспокойнее станет как-то, а голос пониже и поувереннее. Да и о заикании уже забыл. И, конечно, нужно сорвать овацию или, как минимум, услышать после матча на улице от незнакомых тебе людей: «Ой, ребят, вы молодцы сегодня!»
Рассказывает Артём Борисов
Артём Борисов и Денис Алхазов комментируют в пабе на Ленинском проспекте
Комментирование в пабе – это реактивное искусство, то есть искусство реакции. Наша работа напоминает игру в пинг-понг одновременно на нескольких столах: с публикой, с телекартинкой, с партнером (мы комментируем парами или даже тройками), с комментатором ТВ, реплики которого приглушены, но всё же различимы, и так далее. При желании эту ситуацию можно усложнять – например, однажды мы комментировали сразу два матча по двум мониторам, а во время игры «Ростов» – «МЮ» связывались с коллегами, которые были на стадионе.

В этом пинг-понге и заключается всё удовольствие – это драйвовая, эндорфинная работа. Но, разумеется, для такой игры необходимы «соперники», нужна отдача – и от людей, и от обстоятельств.

Мы пока что бесфамильные комментаторы, и нам ясно, что публика пришла не ради наших имен на афише. Люди просто хотят посмотреть футбол. А наша задача – удержаться между крайностями: не уйти в себя, потеряв зал, и не пытаться влезть в ухо каждому.

Завладеть залом непросто – мы, повторюсь, интересны не сами по себе, а потому должны придумывать что-нибудь эдакое. Возможности есть. Выступление в пабе – это свободная форма. Мы устраиваем конкурсы на бесплатное пиво, вызываем публику на скандирование кричалок, на пение, пытаемся искать еще какие-то повороты. Хотя окончательно превращаться в аниматоров тоже не хочется. Это тамада отвечает за то, чтобы свадьба запомнилась на всю жизнь, а мы стараемся быть адекватными ситуации.
Вот, скажем, на класико «Реал» – «Барселона» у нас на экране отключилась картинка, и посетители, достав мобильники, сами рассказывали нам про гол Хамеса и удаление Рамоса. Какая-то девушка показывала видео с матча «Атлетико» – она как раз вернулась из Мадрида за несколько дней до похода в «Джон Донн». Форс-мажор оказался подарком – публика взбодрилась, увлеклась ситуацией. А что мы могли сделать, например, во время скучнейшего финала Лиги Европы? Поднять людей на танцы? Насколько я помню, болельщики «Юнайтед» даже ленились поднимать над головой шарфики.

Вот почему комментаторы, в отличие от официантов и охранников, любят людей навеселе. И не сочтите это за шутку. Главное – не лезьте драться. А вообще – приходите в «Джон Донн» на матчи Кубка Конфедераций, перемножим наши эмоции!
Василий Уткин:
«Напишите о своих впечатлениях от работы наших комментаторов на Кубке Конфедераций.
Хвалите, ябедничайте, анализируйте!»
«Джон Донн» в социальных сетях
Facebook
В контакте Instagram
Илья Юсов
Илья Юсов
Редактор сайта John Donne