Она вам не Алекс – Джон Донн

Она вам не Алекс

Ударная установка
11.05.2017
Другой Есенин
25.05.2017
МУЗЫКА
ОНА ВАМ НЕ АЛЕКС
Артём Борисов о пластинке Александры Сэвиор
Belladonna of Sadness, в которой ученица превзошла учителя
Неудивительно, что некоторые критики порываются назвать дебютный альбом американской скромняшки Александры Сэвиор новым альбомом Алекса Тернера. Лидер Arctic Monkeys и The Last Shadow Puppets вместе со своим незаменимым корешем Джеймсом Фордом действительно спродюсировал эту работу, наиграл аранжировки и попытался накарякать стихи. Можно пойти до конца и вовсе констатировать, что Belladonna of Sadness – это и есть очередная пластинка The Last Shadow Puppets, вариация на ту ресторанно-виниловую стилистику, которой был припорошен прошлогодний альбом группы.

Однако все не так просто. Во-первых, работа над Belladonna of Sadness, несмотря на официальный релиз в апреле 2017-го, была практически закончена еще два года назад. Наивно предполагать, будто Тернер и его одногруппник по TLSP Майлз Кейн вдохновлялись именно пластинкой Александры (хотя одну из ключевых песен их альбома – Miracle Aligner – подарила именно она), да и запись проходила почти параллельно, но интересно другое.
Именно Саша Сэвиор сумела дополнить музыку Саши Тернера качественно новой деталью. Потуги дворовых пацанов в области ретро оказались чуть менее убедительны, чем очарование дворовой девчонки. Парням, которые дают подчеркнуто панибратские интервью, положив ноги на стол, не пристало петь фальцетом – кокетливое женское сопрано звучит куда волшебнее, оставляя вопрос «кто же здесь приглашенная звезда?» парадоксально открытым.
Нет-нет, наверное, альбом-симбиоз не стоит рассматривать с позиций конфликта, если только не случилось провала, в котором кто-то должен быть виноват. Belladonna of Sadness далека от провала, это почти гениальный вечерний инди-поп, одновременно и камерный, и летучий, как будто запертый в комнате, в которой есть свечи, старая библиотека и камин, но нет потолка.

Выше мы использовали определение «ресторанный», и оно не должно быть понято превратно. Музыка Сэвиор – не лаунж, не проявление интерьера, родственное обоям, паркету и люстре. Это другой «ресторан» – тот, в котором неожиданно гаснет свет, и единственный луч направляется на угловую сцену, где миниатюрная мисс, доставшая из бабушкиного сундука цветное платье, застенчиво опускает голову к плечам – туда, где у платья уже начинается завышенная талия.
С примой этого жанра – Ланой Дель Рей – Александра имеет не слишком много общего, на Belladonna of Sadness отсутствует холод интонации (несмотря на содержание текстов и инфернальные клипы с темнотой, маниакальным колором и томатным соком, капающим на ладонь). И даже в потенциально дельреевских вещах вроде Audeline и Vanishing Point Сашу выдает трепет голоса, который рождается на стыке губ и микрофона и подчеркивает мягкую фонетику английских согласных. Это накрасившаяся маминой помадой девчонка с соседней улицы, и она вот-вот подмигнет или окаменеет от волнения. Легко ли представить себе подмигивающую Лану? Разве что во времена Born To Die, и это был бы жест из другой оперы: пришла звезда, отворяй ворота.
Сэвиор в итоге тоже не подмигивает, экономность внешней мимики лишь подчеркивает мимику, заложенную в самом звуке и мелодии. Даже трудно сформулировать окончательную похвалу этим песням – правильнее всего сказать, что в альбоме нет ничего лишнего и недостающего, пусть это и слишком пресная формула из разряда тех, с которыми вручается Нобель по литературе. Но так и есть: конструкция каждого трека и всего альбома не фальшива нигде.

И это не нужно путать с однообразием и одномерностью.
Во-первых, песни не бьют в одну точку: на пластинке есть и пустынный рок Vanishing Point, и басящая M.T.M.E, и полуночный триллер Mystery Girl, который настолько будоражит в качестве финального трека, что имеет исключительное право длиться дольше пяти минут, и, наконец, стартовая Mirage, которая просто великолепна безо всяких объяснений, но если нужна глупая аннотация, то пусть это будет «песня для бондианы».

Во-вторых, Тернер знает свое дело, его фирменный прием «разная аранжировка для каждого куплета» блестяще работает уже 11 лет и содержит все необходимое: чередование тихого и громкого, смену эмоций, нагнетание и кульминацию, бережное отношение к гитарному риффу и мелодии текста.

Тексты Александры Сэвиор населены многочисленными альтер-эго, персонифицированными страхами и комплексами, но и здесь нет перекоса, нас не грузят исповедью, превалирует игра и легкость – та же, с которой Александра однажды выбрала название для альбома, случайно посмотрев одноименный японский мультфильм, или отказалась от настоящей фамилии МакДермотт, оставив только middle name – Savior.
При должном внимании прессы Belladonna of Sadness могла бы стать классикой жанра. Конечно, вклад Тернера и Форда в конечный результат огромен, но теперь они занимаются другими вещами – тем, для чего были рождены в первую очередь, а именно новым альбомом Arctic Monkeys. Александра выступает с разными составами музыкантов и заявляет, что следующую пластинку будет делать сама.

Но даже если в будущем она все испортит, сегодня журналистам должно быть стыдно задавать Саше вопрос «Чем займешься, коли не выйдет с музыкой?» Уже вышло.
Послушать альбом полностью можно здесь.
Артем Борисов
Артем Борисов