25 лучших песен 2017 года – Джон Донн

25 лучших песен 2017 года

Хорхе Бурручага
27.01.2018
Салах к нам не поедет. 3 игрока Ла Лиги, способные заменить Промеса
29.01.2018
Музыка
25 лучших песен 2017 года
Выбор музыкального обозревателя «Джон Донна»
Артёма Борисова
25. Liam Gallagher - You Better Run
(
альбом As You Were)
Бывшие лидеры Oasis вновь собираются с силами – на этот раз без успехов. Пока брат Ноэл беспросветно экспериментирует со звуком на новом альбоме собственной группы, брат Лиам щекочет фестивальную публику песнями 94-го года, а также презентует сольную пластинку.

Неясно, для чего нужно было маркировать работу своим именем, если всё это мы уже слышали у ансамбля Beady Eye, распущенного Лиамом 3 года назад, но вышло даже правдивее: та же каша, но пожиже – это и есть типичный сольный альбом.

И всё-таки Галлахер может потерять в шедевральности, но не во внутренней правоте. Однажды коллега из журнала Rolling Stone охарактеризовал одну из песен тогда молодого, а теперь матерого рок-н-ролльщика Майлза Кейна, как «лучшую из тех, что должен был, но не написал Лиам Галлахер» - кажется, ситуация совершила оборот: теперь Лиама можно мерить по Кейну, приговаривая «неплохо, очень неплохо». Поди стыдное сравнение?
~
24. Алиса Вокс & Феликс Бондарев –
Зал ожидания (мини-альбом «Звезды»)
Алисе Вокс, выпрыгнувшей из «Ленинграда» посреди дороги, будет трудно прибиться к конкретному лагерю. По большому счету, тут явная нехватка веса: что ни возьми – вероломство, мелодику, стихи («закричу // не хочу // я не шучу // правда, не хочу») – всё это пустовато. Хочется сострить: перед нами жанр «новой несвежести», вот только в этой музыке ничего нового, как и ничего винтажного.

Судя по некоторой аскетичности материала и по сотрудничеству с краеугольным Феликсом Бондаревым, Алиса метит скорее в инди-тусовку, чем на Первый канал, но пока у неё в портфолио только один сильный пункт: взрывной, вырывающийся из сопла припев в песне «Зал ожидания».
~
23. Грибы – Тает лёд (сингл «Тает лёд»)
Похоже, группы «Грибы» уже нет – слухи о распаде не опровергнуты, концерты отменены. Притвориться, что группы «Грибы» вовсе не было на свете, невозможно. Но это еще не повод для восхищения, а вот феномен возрождения несерьезного, праздничного рэпа – повод.

Расположившись вне двух основных посылов жанра (условно: «вот район, где я всё преодолел» и «тебе 16, сегодня ты придешь ко мне в номер»), украинские забавники принесли то, что не позволено рэпу – радость без брезгливости.

На июльском «Пикнике Афиши» «грибочки» (буква «г» - обязательно с фрикативным южным произношением) одной лишь самоиронией подкупили поляну народа, пришедшего на вечерних зарубежных рокеров. Композиция «Тает лёд» была спета трижды - ввиду того, что через 20 минут после начала сета у ребят «закончился репертуар».

Теперь ждём тех, кто подхватит эстафету: постмаргинальный этап развития русского рэпа, кажется, назрел.
~
22. Anti-Flag - American Attraction
(
альбом American Fall)
Панк был рожден не ради пластинок и музыкального рисунка, но уже давным-давно не сдержался и теперь ежечасно издается без намека на фантазию в отношении сочинительства – это, как однажды верно оговорился Валерий Карпин, «килька в собственном томате».

В этом смысле парни из Anti-Flag нередко достойны похвалы: в их дребезжании еще проступают мелодические ребра, и, если не смотреть на текст и клип в надоевшем стиле «пацифизм с нечеловеческим лицом», песня American Attraction действительно хороша.
~
21. Ёлка & Burito – «Начинается с тебя» (не издана)
Ёлка и Бурито - сыгранный дуэт: в 2014 году они спели нежную и небессмысленную в музыкальном отношении песню «Ты знаешь» в жанре «любовь без похотливости» (собственно, у обоих не тот имидж, чтобы раскрывать постельную тему).

Лирических откровений здесь нет – новый трек вообще написан под рекламу мобильного оператора и не издан в полной версии. Присутствуют вариации на тему «сразу добавил в друзья», а еще паразитическое словосочетание «этот бит», которое нужно запретить на законодательном уровне. Но, во-первых, о чем еще петь, рекламируя тариф для телефона, во-вторых, вокал спасает недопоэзию, в-третьих, сила песни именно в легкости и пусть даже глупости.

Ну и в-четвертых: мотивчик, какой мотивчик!
~
20. The Orwells – Heavy Head
(
альбом Terrible Human Beings)
«Оруэллы» - не вершина творения, но на них всегда можно положиться, когда нужен прямой, трубопроводный рок-н-ролл с перегрузом гитары и легко определяемым вокалом. Heavy Head (если убрать из припева раздражающую и абсолютно лишнюю гитарную ноту на заднем плане) – это место для активного отдыха возле верхней границы скуки, но всё же выше неё.
~
19. ВИА «Ленингард» - «Река песка»
(мини-альбом «Хозяин случайности»)

Московско-питерскому коллективу не слишком удалось самоназвание (что странно: ансамблем «Ленингард» заведует один из лучших молодых поэтов столицы Сергей Гейченко), но была решена более сложная задача: написать неостановимо хваткую песню в таком клаустрофобном жанре, как акустический блюз, тем более на Среднерусской возвышенности.

Гитарист Дмитрий Малинкин обеспечил результат одним единственным риффом.
~
17-18. Camila Cabello feat. Young Thug — Havana (альбом Camila) и Inna – Nirvana (альбом Nirvana)
Испаноцентризм – давно не экзотика, и даже повышенная музыкальность южной культуры уже давно не обеспечивает безудержную эмиссию материала. Но если 2017-му году всё равно не дано отбиться от латинского хита, то пусть это будет не бездарная Despacito, установившая мировой рекорд по просмотрам в ютьюбе, а действительно мнемотичная и яркая Havana от Камиллы Кабелльо – тем более что здесь просмотр клипа оправдан добавочной мини-историей.
Что касается певицы Inna, то она, конечно, никакая не испанка (хоть и романка с черноморского побережья), и поворот в сторону латино для исполнительницы, которая взрывала чарты 8 лет назад – явно коммерческий шаг, что-то вроде дурацкого загара, с которым она фотографировалась на обложку данной пластинки. Однако – наплевать. И на аутентичность, и на коммерцию.

Во-первых, Inna по-прежнему прекрасно поёт (причем в новой манере), во-вторых, попытка соединить латино с электронной психоделией, да чтобы на выходе получился качественный европейский поп – это бог знает, что такое.
~
16. Мы – «Возможно»
(мини-альбом «Расстояние. Part 3»)

Адепты новой русской музыки мгновенно поместили группу «Мы» на знамя – и оказались правы, что с ними бывает нечасто. Поделки данного дуэта несут легкую ароматическую прелесть сырости и примитивизма - конечно, это не столько хиты, сколько сборник упражнений: песня «Возможно» нужна хотя бы для того, чтобы русский инди вернулся к прописям и вспомнил, что такое мелодия. И хорошо, что одна строчка повторяется сотню раз – надо закрепить, тяжело в ученье.

Вот только со словами стоило обойтись осторожнее. Только психопат мог трактовать «Возможно» как повод к действию – и он это сделал. 23 января студент-москвич убил свою подругу и упомянул песню группы «Мы» в последующей «объяснительной записке». 25 января группа объявила о самозакрытии.
~
15. Depeche Mode – So Much Love (альбом Spirit)
Гитарный, целенаправленный Depeche Mode; скрипучий, загребающий вокал Дэйва Гаана – этой пластинки стоило дождаться, пропустив мимо ушей несколько предыдущих работ группы, то был просто спуск воды.

Те, кому претит общая социальная риторика альбома Spirit, обнаружат все плюсы актуального звучания «депешей» в песне So Much Love.
~
14. Lorde - Perfect Places (альбом Melodrama)
У Lorde харизматичный тембр, и странно разменивать его на пресловутый мелкотравчатый поп «для поездок на авто». Новозеландская певица в конечном счете вытягивает свой второй альбом, кажется, на одних обертонах, но только вещь под названием Perfect Places, к которой нужно пробиваться через весь треклист, обладает реальным запасом масштаба под стать качеству исполнения.
~
13. Spoon - Hot Thoughts (альбом Hot Thoughts)
Игра контрастов внутри целого, флуктуации аранжировок – вот главное достоинство Hot Thoughts как музыкального произведения. Резкая гитара смывает таинственность с крадущегося вокала; вокал проводит контратаку и на последнем слове строки утягивает песню в минор; барабаны открывают дорогу пространному и грустному синтезатору, который позже изгоняется новой – игривой – гитарой. Всё это никак не убивает общую канву - и всё это только дебют песни.
~
12. The Strypes - Garden Of Eden (альбом Spitting Image)
The Strypes так и не оправдали надежд, которые были пробуждены их вторым альбомом с пророческим названием Little Victories – все остальные работы группы как до, так и после «Маленьких побед» представляют собой тазобедренный мажорный рокабилли, нужда в котором исчезла уже десятки лет назад. Пластинка Spitting Image – того же рода: очередные ретро-ритмы и ретро-риффы без добавленной стоимости, но оказавшийся здесь сумрачный шестиминутный блюз Garden Of Eden – это вершина из другой горной системы: плотная, внимательная, хитрая вещь с задатками саундтрека к любому приличному фильму даже без указания жанра.
~
11. alt-J – In Cold Blood (альбом RELAXER)
Помимо качественной подачи и качественной мелодии в In Cold Blood особенно хороши композиционные сочленения: раз за разом музыка натягивается, как тетива, чтобы затем разрешиться и дать начало следующему отрезку. Высокое напряжение, обратно пропорциональное вокалу – как будто вялому, на самом деле – скрытному.

Впрочем, вздор: для такой группы, как alt-J, которая вечно склонна всё усложнять, сам факт создания простой, крепкой и выразительной песни – событие. Должно быть, ничего более классного они до сих пор не делали и вряд ли сделают в будущем.
~
10. St. Vincent – Los Ageless (альбом MASSEDUCTION)
Подавляющее количество инди-экспериментов St. Vincent не представляют интереса для вечности, а потому вопрос «кто нашептал барышне эту фантастически въедливую мелодию для припева Los Ageless?», видимо, останется без ответа – но вряд ли тот, кто придумал... хм... обложку альбома и образы для клипа.
~
9. Portugal. The Man – So Young (альбом Woodstock)
Музыка P.t.M., кажется, напрочь лишена любого пафоса, в том числе «пафоса отсутствия пафоса», зато здесь есть прочный скелет яркого и безбедного звучания (в So Young, например, ценно плавание по тональностям разной высоты в припеве), ну и правильные отсылки: 'Woodstock' в заголовке, 'Gonna live forever' в тексте – граждане знают, откуда нужно тянуть свою грибницу.
~
8. Imagine Dragons – Believer (альбом Evolve)
До выхода альбома Evolve «инди-рокеров» Imagine Dragons было трудно не презирать: слишком много народу носилось с этими неказистыми, но напыщенными вещами, состоящими из малоинтересного бита и вокала, размазанного по нему тонким слоем.

Evolve – явно прогрессивная работа, вокал занимает более важное место в оркестровке, отсюда мощность и потенциальная хитовость песен при известной дубовости лирики. От Believer и Thunder уже никак не отвязаться – но первая лучше, потому что в ней, в отличие от Thunder, есть припев.
~
7. Nothing But Thieves - Live Like Animals
(
альбом Broken Machine)
Если бы творчество Nothing But Thieves состояло только из девичьего вокала Конора Мейсона и околосоциальной рефлексии со строчками типа 'And now the kids are opening their eyes', группа так и ползала бы на брюхе. Вместо этого NbT записали лучший рок-альбом года – не только с громкой и твердой настройкой гитар и ударных, но и с богатым внутренним убранством: мощными припевами после тихих куплетов ('Amsterdam'), изобретательными мелодиями ('Soda'), неожиданными появлениями речитатива ('Broken Machine') и прочим. Ну а в Live Like Animals можно найти всё это разом.
~
6. Taylor Swift – Look What You Made Me Do (альбом reputation)
Альбом «reputation» посвящен теме рождения сверхновой – Тейлор Свифт одна из немногих преодолела тот рубеж, где звезда превращается в ультразвезду.

В кульминации песни Look What You Made Me Do звучат слова «прежняя Тейлор не может ответить на звонок, она умерла» - постановка проблемы не блещет новизной, и лучше бы не было этого идиотского клипа, потому что, отбросив навязчивый внешний месседж, мы заметим главное: Свифт великолепная певица, и она действительно умеет всё.

Хип-хоп? Первый трек альбома – грувистый, глубокий «...Ready For It?» - выдерживает любую критику (и с клипом здесь почти не переборщили – можно полюбоваться Тейлор в стимпанковской обстановке).

Романтик-поп? Весь альбом ниже экватора – образец нежной девичьей музыки.

Но по-настоящему заоблачная высота - это Look What You Made Me Do. По сути, не одна, а пять песен, пять стилей, пять музыкальных узоров, которые великолепны сами по себе (мой фаворит – пятый вариант, на словах «I don't trust nobody and nobody trusts me») и, к счастью, подогнаны с грубыми стыками – так сильнее будоражит.
~
5. Mother Mother - Free (альбом No Culture)
Mother Mother заслуживают похвалы хотя бы за то, что смогли сконструировать песню, в которой работают, а не перегнивают самые прямолинейные вещи. Ударные задают маршевый ритм, гитара взрывается в нужный момент, словесный рефрен обнажает свою истинно музыкальную природу, а в том единственном месте, где требуется усложнение – в последней строчке псевдоприпева – происходит нагромождение слов, и дурацкая распевность сбивается хлестким вокальным вывертом.
~
4. Royal Blood – Hole In Your Heart
(
альбом How Did We Get So Dark?)
В 2017-м Royal Blood, несмотря на сравнительно слабый альбом (а до уровня дебютника поди дотянись), стали одной из лучших стадионных групп мира: артистичные, размашистые, выжимающие из публики последние внутренние резервы на финальной песне Out Of The Black, которая вдруг стала длиться девять минут вместо четырех – это совсем не те парни с дальней сцены, которым было важно просто сыграть свой альбом вживую, не покидая зону комфорта.

Но это лишь внешняя сторона повышения в классе, а внутреннее, глубинное свидетельство роста – это Hole In Your Heart, первая песня Royal Blood, в которой использован синтезатор. Нисколько не теряя в пробивной силе, Майк Керр даёт группе новый кислород.
~
3. The Killers - Wonderful Wonderful
(
альбом Wonderful Wonderful)
Сами Killers, по-видимому, не впечатлены песней, в честь которой названа новая пластинка: Wonderful Wonderful играется далеко не на всех на концертах, клип не снят и вряд ли был задуман.

Между тем грандиозная WW не только открывает альбом, но и закрывает его сей же час – при всем уважении к реально забавным вещам типа The Man, за одну только бас-гитару в Wonderful можно отдать весь остальной треклист, а ведь это симфоническая, несколько раз выворачивающая себя наизнанку конструкция, в которой трудно обнаружить дно – неудивительно, что не самая изобретательная группа на свете сама испугалась мощности результата.
~
2. Kasabian - Ill Ray (The King)
(
альбом For Crying Out Loud)
Как у любого подлинного, а не деланного стадионного гранда, у Kasabian особые отношения со звуком как феноменом – если бы слово «качает» не было похоронено под миллионом идиотских упоминаний всуе, оно бы относилось именно к парням из Лидса.

Два подряд московских концерта с очевидностью дали понять: Ill Ray (The King) – возможно, самое внушительное орудие Kasabian со времен Vlad The Impaler, и совершенно неясно, зачем понадобилось снимать клип с Серсеей Ланнистер в главной роли, поворачивая чистый напор оригинала в сторону комического.
~
1. Alexandra Savior - Mirage
(
альбом Belladonna Of Darkness)
Лучший футболист – не всегда из клуба-чемпиона, лучшая песня – не всегда из главного альбома года. Но Mirage – исключение. С неё начинается - и мягким, но самодостаточным движением распускается пластинка Belladonna of Sadness - простое с виду, но неопределяемое шаблонами дебютное творение певицы Александры Сэвиор.

«Джон Донн» встретил альбом рецензией, в которой указаны все основы успеха – от фирменных аранжировок продюсера Алекса Тёрнера до цепкой мелодики каждого текста – но не могли быть указаны основы волшебства.

Наверняка дело в вокале. Со своей почти тактильной, но прохладной фонетикой Сэвиор поёт, как целует – однако это не соответствует ни одному из знакомых нам видов поцелуя: здесь нет ни секса, ни флирта, ни ведьмовства, ни жажды опеки – это дистанцированный поцелуй аккуратной, но убедительной музыки с девичьим лицом.
Артем Борисов
Артем Борисов